Отключение некоторых российских банков от SWIFT в качестве одной из санкций, а также возможные пути обхода и альтернативы, широко обсуждаются на разных уровнях. Вот и журнал Forbes в одной из последних своих статей не обошел внимаем этот вопрос.
Позиция компании Ripple по этому поводу нам уже известна: генеральный директор Ripple Берд Гарлингхаус заявил, что компания будет действовать в рамках американского законодательства. Генеральный менеджер RippleNet Ашиш Бирла недавно высказал свое мнение, что в ближайшее время криптовалюта не сможет заменить традиционную финансовую систему, поскольку на рынке просто нет столько денег. И в этом мнении он не одинок.
В статье Forbes компания Ripple названа одной из первых, кто предложил создать замену SWIFT (сокращенно: «Общество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций»), хотя думается, что речь идет об альтернативе именно в криптопространстве. Приводятся некоторые интересные подробности…
Еще в далеком 2016 году в качестве глобального руководителя отдела стратегических счетов Ripple был приглашен член правления SWIFT Маркус Тричер. После этого в 2017 году был запущен RippleNet как платформа для обмена сообщениями, (как аналог SWIFT), а уже в 2018 году был осуществлен переход к транзакциям с использованием цифровых активов.
Генеральный менеджер RippleNet рассматривает предложение для осуществления трансграничных транзакций не как децентрализацию, а как улучшение для этого рынка.
«С момента распространения интернета банкам понадобилось более 20 лет для организации всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций, а сейчас им необходимо модернизировать свой технологический процесс, чтобы обойти конкурентов», — говорит Бирла.
Бирла рассматривает суд как потенциальное благо для компании RippleNet и на самом деле считает свой потенциальный продукт еще более подходящим для централизованных действий, таких как санкции.
«В последнем случае с отключением SWIFT многим странам пришлось объединиться, чтобы заморозить активы»….
«А если бы деньги перемещались в режиме реального времени, как это происходит в новых платежных решениях, основанными на криптовалюте, мы могли бы легко их остановить (отключить)».
Бирла отнесся скептически к предположению, что спрос на криптовалюты резко вырастет из-за попыток российскими властями обойти санкции. Так как страна вряд ли сможет достичь $50 миллиардов ежедневного торгового оборота в криптовалюте (который Россия совершала до введения санкций с иностранными валютами). Он ссылается на то, что биржи в большинстве подвергнуты государственному регулированию, а поддерживать такие обороты через серые схемы очень проблематично.
Трудно представить чтобы RippleNet помогла кому то обойти санкции, но Россия, а также некоторые соседние государства работают над этим.
Не так давно Эльвира Набиуллина глава Центрального банка РФ представила Систему передачи финансовых сообщений (СПФС) Банка России, которая является заменой SWIFT.
Банк России впервые запустил СПФС еще в 2014 году после введения первых санкций против России. Первоначально СПФС предназначалась для внутреннего использования, но к 2021 году обрела партнеров в Белоруссии, Армении, Кыргызстане.
Китай тоже развивается в этом направлении «China Construction Bank» создал BC Trade 2.0, который позволяет 75 финансовым учреждениям выявлять рискованных заемщиков и предлагать более низкие ставки лучшим кандидатам. Как сообщалось в Forbes Blockchain 50 эта платформа сократила долю SWIFT.
В 2017 году Венесуэла для обхода санкций также запустила цифровую валюту «petro», которая якобы поддерживалась огромными запасами нефти в стране. «Petro» Дональд Трамп запретил американцам производить транзакции этой криптовалютой в 2018 году.